Турист Марина Антипина (Marina5)
Марина Антипина — была 12 декабря 2023 16:48
.
Фотоальбом

Унгены – город цветущих каштанов

14 10
Молдавия Апрель 2016
Молдавия: полезная информация

Сейчас Унгены — небольшой уютный, чистый, утопающий в зелени, приграничный городок на Пруте. А раньше это был закрытый город. Въезд только по спец.пропускам — Государственная Граница СССР. Даже на пляж в Унгенах пропускали только с паспортом.

Точно неизвестно откуда произошло название Унген, история которого насчитывает более 600 лет. Существует две версии. Название Унгюл (Угол), это оригинальное название города, связанно с географическим расположением. В этом месте река Прут, образует угол в своём русле. Откуда предположительно и произошло название.
Второй вариант - легенда. У боярина Василия Лупу, проживающего в селе Унцешть, турки украли дочь. В результате погони, устроенной отцом девушки, турок настигли у переправы через реку Прут и вызволили девушку из недолгого плена. В честь этого боярин решил на том месте построить трактир. При строительстве, когда рыли землю под фундамент, находили в большом количестве копыта овец, которые тогда ещё называли унгь. А трактир стал называться «Ханул унгиилор». От которого по легенде и пришло название этому населённому пункту. В дальнейшем в результате трансформации с 1587 по 1643 Унгюл становится Унгень. В межвоенный период нынешние Унгены носили название Унгень-рус, а село на правом берегу Прута Унген-ромын.
Точно неизвестно откуда произошло название Унген, история которого насчитывает более 600 лет. Существует две версии. Название Унгюл (Угол), это оригинальное название города, связанно с географическим расположением. В этом месте река Прут, образует угол в своём русле. Откуда предположительно и произошло название. Второй вариант - легенда. У боярина Василия Лупу, проживающего в селе Унцешть, турки украли дочь. В результате погони, устроенной отцом девушки, турок настигли у переправы через реку Прут и вызволили девушку из недолгого плена. В честь этого боярин решил на том месте построить трактир. При строительстве, когда рыли землю под фундамент, находили в большом количестве копыта овец, которые тогда ещё называли унгь. А трактир стал называться «Ханул унгиилор». От которого по легенде и пришло название этому населённому пункту. В дальнейшем в результате трансформации с 1587 по 1643 Унгюл становится Унгень. В межвоенный период нынешние Унгены носили название Унгень-рус, а село на правом берегу Прута Унген-ромын.
Центральная площадь. Районный совет.
Центральная площадь. Районный совет.
В молдавском городе Унгены растет одна из самых длинных каштановых аллей в Европе.
В молдавском городе Унгены растет одна из самых длинных каштановых аллей в Европе.
Две тысячи каштанов вдоль города – настоящая туристическая достопримечательность. Аллею посадили почти полвека назад. Ее протяженность - 3 км 300 метров. Это очень красивая аллея! Цветет каштановая аллея в мае.
Две тысячи каштанов вдоль города – настоящая туристическая достопримечательность. Аллею посадили почти полвека назад. Ее протяженность - 3 км 300 метров. Это очень красивая аллея! Цветет каштановая аллея в мае.
Улица Национальная.
Улица Национальная.
Одним из памятников, воздвигнутых  в ознаменование побед  России в войнах с Турцией, является храм Александра Невского в Унгенах.
Одним из памятников, воздвигнутых в ознаменование побед России в войнах с Турцией, является храм Александра Невского в Унгенах.
В 1903 г. отмечались события, посвященные русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Каждое поселение могло выбирать, каким образом будет осуществляться данное празднование. В Унгенах было принято решение построить собственный храм. Деньги собирали всем миром.
В 1903 г. отмечались события, посвященные русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Каждое поселение могло выбирать, каким образом будет осуществляться данное празднование. В Унгенах было принято решение построить собственный храм. Деньги собирали всем миром.
Автором проекта стал известный архитектор А.О. Бернардацци. Он создал проект бесплатно. По замыслу архитектора, план храма в виде совершенного круга и элементы декора должны символизировать вечность и стремление народа к миру.
Автором проекта стал известный архитектор А.О. Бернардацци. Он создал проект бесплатно. По замыслу архитектора, план храма в виде совершенного круга и элементы декора должны символизировать вечность и стремление народа к миру.
Строительство храма началось в 1903 г. и было закончено 30 июня 1905 года. Храм был освящен в 1906 г. в Праздник Всех Святых Епископом Кишиневским и Хотинским Владимиром. Новый храм стал центром религиозной жизни Унген. Здесь  проводили лекции для детей и был организован детский хор.
Строительство храма началось в 1903 г. и было закончено 30 июня 1905 года. Храм был освящен в 1906 г. в Праздник Всех Святых Епископом Кишиневским и Хотинским Владимиром. Новый храм стал центром религиозной жизни Унген. Здесь проводили лекции для детей и был организован детский хор.
Выход на каштановую аллею.
Выход на каштановую аллею.
Рядом с храмом  находится мемориал павшим в Великой Отечественной войне.
Рядом с храмом находится мемориал павшим в Великой Отечественной войне.
 В честь воинов 252-й дивизии, участвовавших в освобождении Унген в 1944 году, на братских могилах установлены обелиски.
В честь воинов 252-й дивизии, участвовавших в освобождении Унген в 1944 году, на братских могилах установлены обелиски.
В боях за освобождение Унген погибло более 3 тысяч солдат.
В боях за освобождение Унген погибло более 3 тысяч солдат.
Храм Александра Невского.
Храм Александра Невского.
Один из скверов в центе города. За деревьями видна мэрия.
Один из скверов в центе города. За деревьями видна мэрия.
Весеннее солнышко.
Весеннее солнышко.
Город утопает в зелени.
Город утопает в зелени.
В 1844 году генерал-губернатор граф М.С. Воронцов подготовил проект строительства железнодорожной линии от Одессы до села Парканы на Днестре. Кампания учредителей Общества одесско-киевской железной дороги выдвинула план строительства дороги от Одессы до Киева с ветвью через Тирасполь до села Парканы. По указу царя работы по строительству производились на средства государственной казны. В январе 1871 года было завершено сооружение моста через Днестр, а 28 августа 1871 года был открыт для движения весь участок железной дороги Тирасполь – Кишинев. Эту дату принято считать Днем рождения нынешней железной дороги.
В 1844 году генерал-губернатор граф М.С. Воронцов подготовил проект строительства железнодорожной линии от Одессы до села Парканы на Днестре. Кампания учредителей Общества одесско-киевской железной дороги выдвинула план строительства дороги от Одессы до Киева с ветвью через Тирасполь до села Парканы. По указу царя работы по строительству производились на средства государственной казны. В январе 1871 года было завершено сооружение моста через Днестр, а 28 августа 1871 года был открыт для движения весь участок железной дороги Тирасполь – Кишинев. Эту дату принято считать Днем рождения нынешней железной дороги.
В 1875 году была открыта для движения линия Кишинев – Корнешты – Унгены и были созданы условия для прямого сообщения с Румынией. Примечательно, что путь широкой колеи, для более удобного сообщения, был проложен по территории Румынии до города Яссы.
В 1875 году была открыта для движения линия Кишинев – Корнешты – Унгены и были созданы условия для прямого сообщения с Румынией. Примечательно, что путь широкой колеи, для более удобного сообщения, был проложен по территории Румынии до города Яссы.
Здесь меняют колеса поездам, отправляющимся дальше в Европу, поскольку в бывшем Союзе пути чуть шире, чем на Западе. Для того чтобы пассажирские и грузовые поезда могли проехать в Румынию и далее в Европу, прямо на территории вокзала осуществляется перестановка колёсных пар на специальной площадке, обслуживаемой специальной техникой. Для выполнения некоторых операций по перестановке используется специальный кран большой грузоподъёмности, движущийся по отдельным рельсам.
Здесь меняют колеса поездам, отправляющимся дальше в Европу, поскольку в бывшем Союзе пути чуть шире, чем на Западе. Для того чтобы пассажирские и грузовые поезда могли проехать в Румынию и далее в Европу, прямо на территории вокзала осуществляется перестановка колёсных пар на специальной площадке, обслуживаемой специальной техникой. Для выполнения некоторых операций по перестановке используется специальный кран большой грузоподъёмности, движущийся по отдельным рельсам.
Старые советские дома.
Старые советские дома.
Идем на перрон.
Идем на перрон.
Старая водонапорная башня.
Старая водонапорная башня.
На железнодорожной станции в Унгенах «встречаются» две колеи - восточная и западноевропейская. Колею здесь «перешивали» несколько раз.  С 1918 по 1940, когда станция находилась на румынской территории и была переименована в станцию им. Василе Лупу, ее пути были «перешиты» на западноевропейскую, более узкую, колею в первый раз. В июле 1940 года, когда территория переходит к России, узкую колею снова «перешивают» на широкую. А станции возвращается прежнее название «Унгены». В 1941 году - новое переименование, а пути вновь «перешиваются» на западноевропейский стандарт. В 1944 году станции вновь возвращается название «Унгены», а колея расширяется уже окончательно и бесповоротно.
На железнодорожной станции в Унгенах «встречаются» две колеи - восточная и западноевропейская. Колею здесь «перешивали» несколько раз. С 1918 по 1940, когда станция находилась на румынской территории и была переименована в станцию им. Василе Лупу, ее пути были «перешиты» на западноевропейскую, более узкую, колею в первый раз. В июле 1940 года, когда территория переходит к России, узкую колею снова «перешивают» на широкую. А станции возвращается прежнее название «Унгены». В 1941 году - новое переименование, а пути вновь «перешиваются» на западноевропейский стандарт. В 1944 году станции вновь возвращается название «Унгены», а колея расширяется уже окончательно и бесповоротно.
В 1920—1940-х годах, когда Бессарабия входила в состав Румынии, были разобраны некоторые участки  пути. А также было демонтировано и вывезено в Румынию оборудование железнодорожных мастерских на станциях Бендеры и Бессарабская, локомотивных депо Окницы и Флорешты.
С первых дней Великой Отечественной войны дорога стала прифронтовой, являлась основной транспортной магистралью в районе боевых действий. По дороге производилась эвакуация промышленных предприятий, подвозились к линии фронта войска и боеприпасы.
За время войны было разрушено и уничтожено 20 % главных, 30 станционных путей, 50 % путевых зданий, важнейшие мосты на Днестре и Пруте, разобрано и вывезено 100 км рельсового полотна, 90 % станочного оборудования, 30 % линий связи.
Восстановление Кишиневской железной дороги началось в марте 1944 года. И уже в 1945 году был достигнут довоенный уровень перевозок.
В 1920—1940-х годах, когда Бессарабия входила в состав Румынии, были разобраны некоторые участки пути. А также было демонтировано и вывезено в Румынию оборудование железнодорожных мастерских на станциях Бендеры и Бессарабская, локомотивных депо Окницы и Флорешты. С первых дней Великой Отечественной войны дорога стала прифронтовой, являлась основной транспортной магистралью в районе боевых действий. По дороге производилась эвакуация промышленных предприятий, подвозились к линии фронта войска и боеприпасы. За время войны было разрушено и уничтожено 20 % главных, 30 станционных путей, 50 % путевых зданий, важнейшие мосты на Днестре и Пруте, разобрано и вывезено 100 км рельсового полотна, 90 % станочного оборудования, 30 % линий связи. Восстановление Кишиневской железной дороги началось в марте 1944 года. И уже в 1945 году был достигнут довоенный уровень перевозок.
В 1946—50 гг. на восстановление и модернизацию железной дороги Молдавии было израсходовано 3 млрд руб. из Союзного бюджета. Было построено более 600 объектов, выполнено более 1 млн м³ земляных работ, уложено 1,7 млн м³ стройматериалов, свыше 650 тыс. шпал, эксплуатационная длина достигла 1020 км. Уже в 1948 году была достигнута среднесоюзная скорость движения поездов.
В советский период Молдавская железная дорога превращалась из тупиковой в магистраль международного значения, связывавшую СССР со странами Балканского полуострова и Юго-Восточной Европы.
В 1946—50 гг. на восстановление и модернизацию железной дороги Молдавии было израсходовано 3 млрд руб. из Союзного бюджета. Было построено более 600 объектов, выполнено более 1 млн м³ земляных работ, уложено 1,7 млн м³ стройматериалов, свыше 650 тыс. шпал, эксплуатационная длина достигла 1020 км. Уже в 1948 году была достигнута среднесоюзная скорость движения поездов. В советский период Молдавская железная дорога превращалась из тупиковой в магистраль международного значения, связывавшую СССР со странами Балканского полуострова и Юго-Восточной Европы.
Среди руководителей железных дорог особое место принадлежит Сергею Юльевичу Витте. После окончания Кишиневской гимназии № 1 он получил математическое университетское образование в Одессе и затем долго работал в ведомстве путей сообщения. В 1892-1895 гг. С.Ю. Витте был министром финансов. Стал первым председателем Совета министров. В 1905 году правительство получило ряд новых прерогатив. По его просьбе обращается внимание на развитие перевозок фруктов из Бессарабии на север России.
Среди руководителей железных дорог особое место принадлежит Сергею Юльевичу Витте. После окончания Кишиневской гимназии № 1 он получил математическое университетское образование в Одессе и затем долго работал в ведомстве путей сообщения. В 1892-1895 гг. С.Ю. Витте был министром финансов. Стал первым председателем Совета министров. В 1905 году правительство получило ряд новых прерогатив. По его просьбе обращается внимание на развитие перевозок фруктов из Бессарабии на север России.
Не далеко от Унген находится еще одно памятное место. В четырех километрах от села Старые Редены Унгенского района, на пологой горе, возвышается монумент. Установлен он на месте кончины князя Г.А. Потемкина-Таврического. Он умер в поле, под открытым небом. В последние годы своей жизни Г.А.  Потемкин успешно вел военную кампанию против турок. После взятия в 1790 году неприступного Измаила фельдмаршал приказал войскам расположиться на зимних квартирах в Молдавии, сам же срочно выехал в Петербург. По возвращении к месту военных действий Потемкин узнал, что после ряда блестящих побед над турками при подписании предварительных условий мира Н.В. Репнин все заслуги отнес на свой счет. Это огорчило фельдмаршала. Кроме того, на третий день  после его приезда скончался генерал принц Карл Виртембергский, которого Потемкин любил и почитал. Простившись с покойным, князь вышел из церкви и по рассеянности сел в дроги, приготовленные для умершего, что привело его в сильное волнение. Вечером, почувствовав себя плохо, Потемкин выехал в Яссы, но военные врачи не смогли облегчить его состояния. Тогда он велел готовиться к отъезду, сказав при этом: «По крайней мере умру в Николаеве». В десяти верстах от села Пунчешты Потемкин остановил карету и сказал: «Будет, теперь… некуда ехать… я умираю… Выньте меня из коляски… хочу умереть в поле». Так 5 октября 1791 года на молдавской земле скончался выдающийся русский государственный и военный деятель, талантливый дипломат, ближайший помощник императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин.  
Место его смерти своей пикой отметил сопровождавший князя казачий атаман Антон Головатый.
 Племянница князя графиня Александра Браницкая легко смогла отыскать это место на возвышении близ так называемой Старой молдавской дороги. 
По распоряжению графини на месте кончины  Г.А. Потемкина был сооружен круглый каменный столб, близ которого построили домик для сторожа.
Там же находится и старинный каменный постамент, привезенный сюда, как говорят краеведы, по распоряжению самой Екатерины II в скором времени после смерти князя. На камне высечена надпись: «На сем месте преставился князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический».
Не далеко от Унген находится еще одно памятное место. В четырех километрах от села Старые Редены Унгенского района, на пологой горе, возвышается монумент. Установлен он на месте кончины князя Г.А. Потемкина-Таврического. Он умер в поле, под открытым небом. В последние годы своей жизни Г.А. Потемкин успешно вел военную кампанию против турок. После взятия в 1790 году неприступного Измаила фельдмаршал приказал войскам расположиться на зимних квартирах в Молдавии, сам же срочно выехал в Петербург. По возвращении к месту военных действий Потемкин узнал, что после ряда блестящих побед над турками при подписании предварительных условий мира Н.В. Репнин все заслуги отнес на свой счет. Это огорчило фельдмаршала. Кроме того, на третий день после его приезда скончался генерал принц Карл Виртембергский, которого Потемкин любил и почитал. Простившись с покойным, князь вышел из церкви и по рассеянности сел в дроги, приготовленные для умершего, что привело его в сильное волнение. Вечером, почувствовав себя плохо, Потемкин выехал в Яссы, но военные врачи не смогли облегчить его состояния. Тогда он велел готовиться к отъезду, сказав при этом: «По крайней мере умру в Николаеве». В десяти верстах от села Пунчешты Потемкин остановил карету и сказал: «Будет, теперь… некуда ехать… я умираю… Выньте меня из коляски… хочу умереть в поле». Так 5 октября 1791 года на молдавской земле скончался выдающийся русский государственный и военный деятель, талантливый дипломат, ближайший помощник императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин. Место его смерти своей пикой отметил сопровождавший князя казачий атаман Антон Головатый. Племянница князя графиня Александра Браницкая легко смогла отыскать это место на возвышении близ так называемой Старой молдавской дороги. По распоряжению графини на месте кончины Г.А. Потемкина был сооружен круглый каменный столб, близ которого построили домик для сторожа. Там же находится и старинный каменный постамент, привезенный сюда, как говорят краеведы, по распоряжению самой Екатерины II в скором времени после смерти князя. На камне высечена надпись: «На сем месте преставился князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический».
По легенде Пушкин в 1812 году тайно был в Яссах. И даже наблюдал Скулянскую битву героических греков с османами не по нашу, а по ту сторону Прута. Если так и было, то поэт мог проезжать только по этой старинной торговой дороге. Другой в этих местах тогда не было. На тот момент со смерти Потемкина прошло всего 30 лет, память о его кончине в этих местах была более чем свежа. По всей видимости, поэт, если и был здесь, то поклонился этому месту.

Долгие годы никаких упоминаний о мемориале Потемкину не было. А в 1963 году обелиск случайно обнаружил врач сельской больницы в Унцештах Унгенского района Юлий Львович Вайсман. Так начинается современная история памятника на месте смерти Потемкина. В 80-е годы над этим местом даже взяли шефство военнослужащие погранчасти Унгенского района. В ноябре 2016 года состоялось открытие вновь отреставрированного памятника. В планах - создать музей Потемкина на базе гимназии села Старые Рэдены.
По легенде Пушкин в 1812 году тайно был в Яссах. И даже наблюдал Скулянскую битву героических греков с османами не по нашу, а по ту сторону Прута. Если так и было, то поэт мог проезжать только по этой старинной торговой дороге. Другой в этих местах тогда не было. На тот момент со смерти Потемкина прошло всего 30 лет, память о его кончине в этих местах была более чем свежа. По всей видимости, поэт, если и был здесь, то поклонился этому месту. Долгие годы никаких упоминаний о мемориале Потемкину не было. А в 1963 году обелиск случайно обнаружил врач сельской больницы в Унцештах Унгенского района Юлий Львович Вайсман. Так начинается современная история памятника на месте смерти Потемкина. В 80-е годы над этим местом даже взяли шефство военнослужащие погранчасти Унгенского района. В ноябре 2016 года состоялось открытие вновь отреставрированного памятника. В планах - создать музей Потемкина на базе гимназии села Старые Рэдены.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому