Турист Марина Антипина (Marina5)
Марина Антипина — была 9 июля 5:52
.
Фотоальбом

Молдавия. Монастырь Каприяна

Каприянский монастырь — один из самых древних и красивых монастырей Молдавии. Второй по давности основания. Монастырь находится в самом сердце старинного лесного массива Кодры. В глубокой долине, где был основан монастырь, берет начало речушка Ышновэц, приток реки Бык.

Величественный монастырь окружен живописными холмами, покрытыми старым дремучим лесом. В Кодрах, окружающих монастырский комплекс, растут ветвистые дубы, вязы, ароматные липы, лесные груши и яблони, кизил, терн.  В прекрасных лесах, окружающих Каприяну, до сих пор стоит древний дуб, названный дубом Штефана Великого. По преданию, господарь отдыхал под этим деревом после очередной победы; по другой же версии, дуб посадил сам Штефан чел Маре.
Величественный монастырь окружен живописными холмами, покрытыми старым дремучим лесом. В Кодрах, окружающих монастырский комплекс, растут ветвистые дубы, вязы, ароматные липы, лесные груши и яблони, кизил, терн. В прекрасных лесах, окружающих Каприяну, до сих пор стоит древний дуб, названный дубом Штефана Великого. По преданию, господарь отдыхал под этим деревом после очередной победы; по другой же версии, дуб посадил сам Штефан чел Маре.
Известно, что основание  монастыря  приходится на годы правления господаря Александра Доброго (Александру чел Бун), находящегося у власти с 1400-го года по 1432-ой. Первые документы, дающие самые древние данные о монастыре «Каприяна», называют 1420 год, 25 апреля.
Известно, что основание монастыря приходится на годы правления господаря Александра Доброго (Александру чел Бун), находящегося у власти с 1400-го года по 1432-ой. Первые документы, дающие самые древние данные о монастыре «Каприяна», называют 1420 год, 25 апреля.
Что касается основателей Каприянского монастыря, то, по некоторым версиям, среди них числился боярин Мерка из Мерен — прадедушка Марии, жены Александру чел Буна, а ктитором (лицом, выделившим средства на строительство или ремонт храма) являлся сам Александру чел Бун.
Что касается основателей Каприянского монастыря, то, по некоторым версиям, среди них числился боярин Мерка из Мерен — прадедушка Марии, жены Александру чел Буна, а ктитором (лицом, выделившим средства на строительство или ремонт храма) являлся сам Александру чел Бун.
Изначально монастырь носил имя «Вышнэвэц». Позднее название «Каприяна» тянется от Киприяна, первого  игумена монастыря. По мнению некоторых исследователей, он является одним из первых поэтов и писателей на славянском языке в молдавском княжестве. Благочестивый служитель был также отличным строителем, великим ученым своего времени и талантливым композитором. В XV веке в монастыре существовала  школа певчих. Также усердным трудом Киприяна в монастыре была собрана библиотека религиозной литературы. Здесь переписывались святые рукописи.
Изначально монастырь носил имя «Вышнэвэц». Позднее название «Каприяна» тянется от Киприяна, первого игумена монастыря. По мнению некоторых исследователей, он является одним из первых поэтов и писателей на славянском языке в молдавском княжестве. Благочестивый служитель был также отличным строителем, великим ученым своего времени и талантливым композитором. В XV веке в монастыре существовала школа певчих. Также усердным трудом Киприяна в монастыре была собрана библиотека религиозной литературы. Здесь переписывались святые рукописи.
Несмотря на неопровержимые доказательства основания Каприянского монастыря во времена Александру чел Бун, на общественное мнение долгое время влияли дефицит нужных документов и сложились легенды об основании монастыря Штефаном  чел Маре, внуком Александра чел Бун.
Несмотря на неопровержимые доказательства основания Каприянского монастыря во времена Александру чел Бун, на общественное мнение долгое время влияли дефицит нужных документов и сложились легенды об основании монастыря Штефаном чел Маре, внуком Александра чел Бун.
Происхождение Каприянского монастыря, окутанное шлейфом удивительных легенд, уходит в глубину ушедших веков. Легенд, связанных с историей возникновения названия, существует несколько. Говорят, шестьсот лет назад здесь охотился сам Штефан чел Маре. Легенда гласит, что его люди загнали в западню молодую косулю, и господарь собрался ее пристрелить, но, взглянув на животное, увидел, что оно будто преклоняется. Великий охотник пожалел косулю и приказал воинам оставить ее в живых. И было бы это просто необычным случаем на охоте, если бы спустя несколько часов Штефан не узнал о рождении дочери. Той же ночью было ему видение, что на этой поляне будет стоять величайший монастырь, название которого сложится из имени дочери Аna и воспоминаниях об удивительной косуле – Capra. Вот и получилась Capriana.
Происхождение Каприянского монастыря, окутанное шлейфом удивительных легенд, уходит в глубину ушедших веков. Легенд, связанных с историей возникновения названия, существует несколько. Говорят, шестьсот лет назад здесь охотился сам Штефан чел Маре. Легенда гласит, что его люди загнали в западню молодую косулю, и господарь собрался ее пристрелить, но, взглянув на животное, увидел, что оно будто преклоняется. Великий охотник пожалел косулю и приказал воинам оставить ее в живых. И было бы это просто необычным случаем на охоте, если бы спустя несколько часов Штефан не узнал о рождении дочери. Той же ночью было ему видение, что на этой поляне будет стоять величайший монастырь, название которого сложится из имени дочери Аna и воспоминаниях об удивительной косуле – Capra. Вот и получилась Capriana.
Возможно, народные легенды говорят о его заслуге в основании монастыря в связи с огромным вкладом господаря в его развитие. Самым крупным вкладом храброго полководца в развитие древнего монастыря является ремонт Успенской церкви после страшного землетрясения 29 августа 1471 года. После смерти Штефана чел Маре долгие десятилетия Каприянский монастырь оставался без внимания воевод. Обитель находилась в жалком состоянии.
Возможно, народные легенды говорят о его заслуге в основании монастыря в связи с огромным вкладом господаря в его развитие. Самым крупным вкладом храброго полководца в развитие древнего монастыря является ремонт Успенской церкви после страшного землетрясения 29 августа 1471 года. После смерти Штефана чел Маре долгие десятилетия Каприянский монастырь оставался без внимания воевод. Обитель находилась в жалком состоянии.
Археологические раскопки, проведенные в 1993 году, доказали, что Петру Рареш полностью снес старую церковь и на ее месте воздвиг новое строение. Новая церковь, по сравнению с внушительной церковью XV века, была гораздо меньших размеров. Она просуществовала до 1819 года.
Археологические раскопки, проведенные в 1993 году, доказали, что Петру Рареш полностью снес старую церковь и на ее месте воздвиг новое строение. Новая церковь, по сравнению с внушительной церковью XV века, была гораздо меньших размеров. Она просуществовала до 1819 года.
В XVII веке Молдова страдала из-за османского владычества, бесчисленных налогов и податей. Истощали государство и грабежи казаков и поляков. Войны за престол усугубляли тяжелое положение страны. К 1630 году Каприянский монастырь находился в плачевном состоянии. К концу XVII века экономическое положение  Каприянского  монастыря стало катастрофическим. И решением Антиоха Кантемира 20 января 1698 года он был передан монастырю «Зографу» со Святой Горы Афон со всей собственностью.
В XVII веке Молдова страдала из-за османского владычества, бесчисленных налогов и податей. Истощали государство и грабежи казаков и поляков. Войны за престол усугубляли тяжелое положение страны. К 1630 году Каприянский монастырь находился в плачевном состоянии. К концу XVII века экономическое положение Каприянского монастыря стало катастрофическим. И решением Антиоха Кантемира 20 января 1698 года он был передан монастырю «Зографу» со Святой Горы Афон со всей собственностью.
Во время русско-турецких войн Каприянский монастырь получил постоянную поддержку русских военных властей и был защищен от разбоя. Так, к концу XVIII века Каприянский монастырь владел огромной собственностью и разворачивал деятельность, направленную на улучшение духовной жизни обители. Был установлен чудесный колокол из бронзы, на котором были выгравированы слова: «Этот колокол изготовил архимандрит отец Игнатий со святого монастыря «Каприян» на свои средства. Здесь имеется храм Успения Пресвятой Богородицы, 1786 год».
Во время русско-турецких войн Каприянский монастырь получил постоянную поддержку русских военных властей и был защищен от разбоя. Так, к концу XVIII века Каприянский монастырь владел огромной собственностью и разворачивал деятельность, направленную на улучшение духовной жизни обители. Был установлен чудесный колокол из бронзы, на котором были выгравированы слова: «Этот колокол изготовил архимандрит отец Игнатий со святого монастыря «Каприян» на свои средства. Здесь имеется храм Успения Пресвятой Богородицы, 1786 год».
В начале XIX века  Каприянский монастырь переходит в новую историческую фазу – огромное влияние Российской Империи с 1812 года. И в 1813 году он стал епархиальным центром. Митрополит Гавриил с помощью архитектора Кирилла Адрианополя сделал колоссальный объем работ по реконструкции, и монастырь стал еще прекраснее.
В начале XIX века Каприянский монастырь переходит в новую историческую фазу – огромное влияние Российской Империи с 1812 года. И в 1813 году он стал епархиальным центром. Митрополит Гавриил с помощью архитектора Кирилла Адрианополя сделал колоссальный объем работ по реконструкции, и монастырь стал еще прекраснее.
Хозяйственные постройки. Погреб, судя по бочке.
Хозяйственные постройки. Погреб, судя по бочке.
Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони 12 июля в 1818 году поручил отремонтировать зимнюю Георгиевскую церковю. 12 мая в 1819 году начались работы по перестройке старой церкви Успения Пресвятой Богородицы и Девы Марии. Церковь была перестроена почти с основания. Только в некоторых местах сохранились стены, отстроенные Петром Рарешем. И 19 ноября 1820 года работы были завершены. От первоначальной церкви XV века мало, что осталось. Лишь часть фундамента. Сейчас перед нами церковь, полностью перестроенная в XIX веке.
Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони 12 июля в 1818 году поручил отремонтировать зимнюю Георгиевскую церковю. 12 мая в 1819 году начались работы по перестройке старой церкви Успения Пресвятой Богородицы и Девы Марии. Церковь была перестроена почти с основания. Только в некоторых местах сохранились стены, отстроенные Петром Рарешем. И 19 ноября 1820 года работы были завершены. От первоначальной церкви XV века мало, что осталось. Лишь часть фундамента. Сейчас перед нами церковь, полностью перестроенная в XIX веке.
Величественные купола Успенской церкви.
Величественные купола Успенской церкви.
Это был один из так называемых Воеводских монастырей, и, возможно, это не близость Кишинева способствовала расцвету Каприянского монастыря, а наоборот — близость Каприяны сделала Кишинев достойным губернского статуса.
Это был один из так называемых Воеводских монастырей, и, возможно, это не близость Кишинева способствовала расцвету Каприянского монастыря, а наоборот — близость Каприяны сделала Кишинев достойным губернского статуса.
Церковь Святого Николая.
Церковь Святого Николая.
Нижняя терраса.
Нижняя терраса.
В 1903-1905 годах была воздвигнута новая великолепная церковь Святого Великомученика и Победителя Георгия, а зимняя церковь, отстроенная в 1840 году, была переименована в церковь Святого Николая.
В 1903-1905 годах была воздвигнута новая великолепная церковь Святого Великомученика и Победителя Георгия, а зимняя церковь, отстроенная в 1840 году, была переименована в церковь Святого Николая.
В Каприянской обители была самая большая в Молдове монастырская библиотека, в которой хранились ценные рукописи, многие из которых были утеряны за долгую и совсем непростую историю существования монастыря.
В Каприянской обители была самая большая в Молдове монастырская библиотека, в которой хранились ценные рукописи, многие из которых были утеряны за долгую и совсем непростую историю существования монастыря.
Все купола имеют семисферную металлическую крышу, увенчанную шарами и крестом, вписанным в круг, являющимся символом вечности.
Все купола имеют семисферную металлическую крышу, увенчанную шарами и крестом, вписанным в круг, являющимся символом вечности.
Строение новой церкви представляет собой величественное сооружение кафедрального типа в стиле, характерном для архитектуры Российской Империи. Сейчас, как и раньше, здесь находится официальная  резиденция Митрополита Молдовы.
Строение новой церкви представляет собой величественное сооружение кафедрального типа в стиле, характерном для архитектуры Российской Империи. Сейчас, как и раньше, здесь находится официальная резиденция Митрополита Молдовы.
Летом 1998 года началась роспись зимней церкви в русском классическом стиле.
Летом 1998 года началась роспись зимней церкви в русском классическом стиле.
Люстра в церкви называется паникадилом.
Люстра в церкви называется паникадилом.
К концу XIX века  Каприянский монастырь владел 23 селами, расположенными в 5 районах Бессарабии. Монастырю принадлежали поместья, виноградники, огороды, плантации табака, стада скота.
К концу XIX века Каприянский монастырь владел 23 селами, расположенными в 5 районах Бессарабии. Монастырю принадлежали поместья, виноградники, огороды, плантации табака, стада скота.
Осенью 1962 года Каприянский монастырь являлся единственным действующим мужским монастырем в молдавском крае, но 25 октября здесь проводилась последняя служба, и после колокольного звона, монастырь был закрыт.
Осенью 1962 года Каприянский монастырь являлся единственным действующим мужским монастырем в молдавском крае, но 25 октября здесь проводилась последняя служба, и после колокольного звона, монастырь был закрыт.
В монастыре организовали Дом Культуры, в одном из храмов расположили детскую туберкулезную больницу, а в другом — склад ядохимикатов.
В монастыре организовали Дом Культуры, в одном из храмов расположили детскую туберкулезную больницу, а в другом — склад ядохимикатов.
Только в 1989 году Кэприянский монастырь вновь открылся, причем в числе первых. Начались реставрационные работы.
Только в 1989 году Кэприянский монастырь вновь открылся, причем в числе первых. Начались реставрационные работы.
Во главе Каприянского монастыря стояли известные личности: Александр чел Бун, Штефан чел Маре, Петру Рареш, Александру Лэпушняну и Василе Лупу. Среди них выделяется тот самый игумен Киприян, который был автором религиозных текстов и прослыл первым поэтом, писавшим на славянском языке.  Кроме того, здесь жил великий летописец Земли Молдавской Ефтимий, талантливый дипломат (был посланником у Ивана Грозного в Москве).
Во главе Каприянского монастыря стояли известные личности: Александр чел Бун, Штефан чел Маре, Петру Рареш, Александру Лэпушняну и Василе Лупу. Среди них выделяется тот самый игумен Киприян, который был автором религиозных текстов и прослыл первым поэтом, писавшим на славянском языке. Кроме того, здесь жил великий летописец Земли Молдавской Ефтимий, талантливый дипломат (был посланником у Ивана Грозного в Москве).
Сейчас жилые и подсобные корпуса делят нижнюю террасу монастыря на три дворика.
Сейчас жилые и подсобные корпуса делят нижнюю террасу монастыря на три дворика.
Кроме трех церквей на территории монастыря можно увидеть множество других построек. Одна из самых внушительных — корпус с часами и колоннами. Это был Старицкий Дом. В первый год возрождения монастыря в Старицком Доме была открыта школа настоятелей.
Кроме трех церквей на территории монастыря можно увидеть множество других построек. Одна из самых внушительных — корпус с часами и колоннами. Это был Старицкий Дом. В первый год возрождения монастыря в Старицком Доме была открыта школа настоятелей.
Сейчас богослужения поочередно проводятся на трех языках - румынском, греческом и древнеславянском. Благодаря громкоговорителям, их можно слышать на другом конце села. Община Каприянского монастыря находится в особой братской связи с монастырем Кондрица.
Сейчас богослужения поочередно проводятся на трех языках - румынском, греческом и древнеславянском. Благодаря громкоговорителям, их можно слышать на другом конце села. Община Каприянского монастыря находится в особой братской связи с монастырем Кондрица.
Восхитительная красота этой местности завораживает. По трассе Кишинев – Леушены можно добраться до пяти монастырей. Нам очень нравятся Кондрица, Каприяна и Хынку.
Восхитительная красота этой местности завораживает. По трассе Кишинев – Леушены можно добраться до пяти монастырей. Нам очень нравятся Кондрица, Каприяна и Хынку.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому