Турист Марина Антипина (Marina5)
Марина Антипина — была 12 декабря 2023 16:48
.
Фотоальбом

Молдавия. Скальный монастырь Старый Орхей

NIKON D5100
11 12

Одна из главных визитных карточек Молдавии. Дорога туда очень живописная и в хорошем состоянии.

У излучины реки Реут, между селами Требужены и Бутучены, находится поселение XIV-XVI веков –  Старый  Орхей.
У излучины реки Реут, между селами Требужены и Бутучены, находится поселение XIV-XVI веков – Старый Орхей.
Нет единого мнения об истории этого удивительного места. Город Орхей был основан XIII в., однако археологи утверждают, что на этой  территории в VI-I вв. до н. э. находилась крепость гетто-даков. А еще существует мнение, что в древности  здесь и была столица Молдавии.
Нет единого мнения об истории этого удивительного места. Город Орхей был основан XIII в., однако археологи утверждают, что на этой территории в VI-I вв. до н. э. находилась крепость гетто-даков. А еще существует мнение, что в древности здесь и была столица Молдавии.
История  Орхея охватывает  три периода. Первый - предзолотоордынский (конец XIII – первая половина XIV в.).  В этот период город был защищен бревенчатой стеной со сторожевыми башнями.
История Орхея охватывает три периода. Первый - предзолотоордынский (конец XIII – первая половина XIV в.). В этот период город был защищен бревенчатой стеной со сторожевыми башнями.
Заросли шиповника и боярышника.
Заросли шиповника и боярышника.
После захвата города в 40-х годах XIV века татарами начался золотоордынский период. Все строительство велось восточными мастерами и Новый город ( Шехр ал - Джедид) приобретает восточный облик. В центре именно этого поля были возведены два караван-сарая и мечеть. Здесь был  восточный базар, подобный тому, который сейчас находится в Стамбуле, и даже хамам.
После захвата города в 40-х годах XIV века татарами начался золотоордынский период. Все строительство велось восточными мастерами и Новый город ( Шехр ал - Джедид) приобретает восточный облик. В центре именно этого поля были возведены два караван-сарая и мечеть. Здесь был восточный базар, подобный тому, который сейчас находится в Стамбуле, и даже хамам.
В XV веке Орхей приобретает важное военное значение как  восточный форпост Молдавского княжества. Были построены два земляных вала, защищающие  западные подступы.  
 Во второй половине XV в., при господаре Штефане  Великом, была возведена каменная крепость. Внутри  крепости  был построен дворец  пыркэлаба. Пыркэлаб  - это  наместник молдавского господаря, высший военный и гражданский начальник города и всей округи.
В 1484 году турки захватили  Белгород-Днестровский. Главный торговый путь  в Причерноморье был закрыт. И жизнь Орхея стала угасать.
На рубеже XV – XVI веков Старый Орхей был несколько раз атакован крымскими татарами.  В результате чего крепость была разрушена до основания.
В середине XVI века, невдалеке от разрушенного Орхея, на пересечении торговых путей, возник город Оргеев. Сюда перенесли свою деятельность ремесленники и купцы, бежавшие из разоренного города. С появлением Оргеева (молдавское название – Орхей) прежний город стали называть Старым Орхеем.
В XV веке Орхей приобретает важное военное значение как восточный форпост Молдавского княжества. Были построены два земляных вала, защищающие западные подступы. Во второй половине XV в., при господаре Штефане Великом, была возведена каменная крепость. Внутри крепости был построен дворец пыркэлаба. Пыркэлаб - это наместник молдавского господаря, высший военный и гражданский начальник города и всей округи. В 1484 году турки захватили Белгород-Днестровский. Главный торговый путь в Причерноморье был закрыт. И жизнь Орхея стала угасать. На рубеже XV – XVI веков Старый Орхей был несколько раз атакован крымскими татарами. В результате чего крепость была разрушена до основания. В середине XVI века, невдалеке от разрушенного Орхея, на пересечении торговых путей, возник город Оргеев. Сюда перенесли свою деятельность ремесленники и купцы, бежавшие из разоренного города. С появлением Оргеева (молдавское название – Орхей) прежний город стали называть Старым Орхеем.
Если присмотреться к дороге на этой фотографии, белые машины (едущие навстречу друг другу) являются ориентирами - где находилась крепость и какого она была размера. Руины крепости видны по обе стороны дороги. Современная дорога проходит "сквозь" крепость.
Если присмотреться к дороге на этой фотографии, белые машины (едущие навстречу друг другу) являются ориентирами - где находилась крепость и какого она была размера. Руины крепости видны по обе стороны дороги. Современная дорога проходит "сквозь" крепость.
Старейший скит легко обнаружить издали по воздвигнутой над ним колокольне.
По данным историков первые монахи поселились в пещерах отвесных скал  в XV в. Самая древняя скальная церковь сохранилась до наших дней, и поражает всех посетителей своим аскетизмом.
От стен в монастыре всегда веет холодом, и даже в жаркую погоду здесь прохладно. Однако, до появления монахов этот Скальный комплекс выполнял функцию погребальных камер и относится к 7-8 веку до н.э. Тогда во фракийском мире использовался не просто обряд погребения в каменных ящиках, но и в скальных гробницах. Даже скальная церковь – это на самом деле погребальный комплекс. Там есть помещение с низкими нишами. Рассказывают сказки про то, что это кельи, и они должны быть низкими, чтобы монахи не могли проявлять свою гордыню. Но на самом деле - это гробница фракийского времени. А когда монахи пришли туда, они выкинули все, что там было.
Старейший скит легко обнаружить издали по воздвигнутой над ним колокольне. По данным историков первые монахи поселились в пещерах отвесных скал в XV в. Самая древняя скальная церковь сохранилась до наших дней, и поражает всех посетителей своим аскетизмом. От стен в монастыре всегда веет холодом, и даже в жаркую погоду здесь прохладно. Однако, до появления монахов этот Скальный комплекс выполнял функцию погребальных камер и относится к 7-8 веку до н.э. Тогда во фракийском мире использовался не просто обряд погребения в каменных ящиках, но и в скальных гробницах. Даже скальная церковь – это на самом деле погребальный комплекс. Там есть помещение с низкими нишами. Рассказывают сказки про то, что это кельи, и они должны быть низкими, чтобы монахи не могли проявлять свою гордыню. Но на самом деле - это гробница фракийского времени. А когда монахи пришли туда, они выкинули все, что там было.
В древние времена, чтобы попасть в помещение скита, надо было подняться по выдолбленным в скале ступеням со стороны реки. В результате обвала скалы вначале XVIII в. этот путь исчез.
В древние времена, чтобы попасть в помещение скита, надо было подняться по выдолбленным в скале ступеням со стороны реки. В результате обвала скалы вначале XVIII в. этот путь исчез.
Осталась лишь площадка перед входом в пещеру и около 100 лет скит  был заброшен. 
Небольшая скальная терраса,  откуда открывается великолепная панорама.
Осталась лишь площадка перед входом в пещеру и около 100 лет скит был заброшен. Небольшая скальная терраса, откуда открывается великолепная панорама.
Вид на долину реки  Реут.
Вид на долину реки Реут.
Слабый свет проникает внутрь через небольшие окошки.
Слабый свет проникает внутрь через небольшие окошки.
В 1820-21 г. жители села Бутучены, не имевшие своей сельской церкви, выдолбили в скале 20 метровый проход-коридор со стороны села, и скит снова стал обитаем. 
В 1890 г. у входа в туннель была построена колокольня.
В 1820-21 г. жители села Бутучены, не имевшие своей сельской церкви, выдолбили в скале 20 метровый проход-коридор со стороны села, и скит снова стал обитаем. В 1890 г. у входа в туннель была построена колокольня.
Несколько  выше по течению  Реута  находится еще один, более поздний скит. Судя по резной надписи над входом, скит основан в 1675 г. Он  состоит из пяти сообщающихся пещер с отдельными входами. Самая  просторная - служила храмом для монахов.
Несколько выше по течению Реута находится еще один, более поздний скит. Судя по резной надписи над входом, скит основан в 1675 г. Он состоит из пяти сообщающихся пещер с отдельными входами. Самая просторная - служила храмом для монахов.
Прошлое пещер овеяно легендами.
Самая известная легенда повествует о молдавском боярине, который укрывался с сыновьями и свитой в пещере, недоступной для осаждавших ее татар. Время от  времени по тайному ходу в расщелине скалы сыновья поочередно спускались за водой и пищей. Вскоре татары один за другим захватили двоих и после решительного отказа провести в пещеру, казнили. Но схваченный третьим не устоял перед соблазном получить обещанный татарами кувшин золота. Узнав ход в пещеру, они сначала истребили всех находящихся в ней, а потом выполнили обещание, но
  по - своему: облили голову предателя расплавленным золотом.
Прошлое пещер овеяно легендами. Самая известная легенда повествует о молдавском боярине, который укрывался с сыновьями и свитой в пещере, недоступной для осаждавших ее татар. Время от времени по тайному ходу в расщелине скалы сыновья поочередно спускались за водой и пищей. Вскоре татары один за другим захватили двоих и после решительного отказа провести в пещеру, казнили. Но схваченный третьим не устоял перед соблазном получить обещанный татарами кувшин золота. Узнав ход в пещеру, они сначала истребили всех находящихся в ней, а потом выполнили обещание, но по - своему: облили голову предателя расплавленным золотом.
В 1915 г. неподалеку  была построена Успенская церковь.
В 1915 г. неподалеку была построена Успенская церковь.
Успенская церковь.
Успенская церковь.
Вход в церковь.
Вход в церковь.
Монастырский дворик.
Монастырский дворик.
Во всех монастырях во дворе высажено много разнообразных растений и цветы цветут буйным цветом.
Во всех монастырях во дворе высажено много разнообразных растений и цветы цветут буйным цветом.
Еще одно свидетельство общего прошлого.
Еще одно свидетельство общего прошлого.
Вид старинного колокола.
Вид старинного колокола.
След пули или вандализма.
След пули или вандализма.
Вид на село Бутучены. От слова «бутук» - черенок,обрубок, корневище. Эти скалы используют любители альпинизма для тренировок.
Вид на село Бутучены. От слова «бутук» - черенок,обрубок, корневище. Эти скалы используют любители альпинизма для тренировок.
Сейчас  в скальном монастыре живет монах (круглогодично).  Как-то приехали с подругой. Тяжело было у нее на душе, осталась она с ним поговорить. Перед отъездом спрашивает она монаха: « Батюшка, может Вам что-то привезти в следующий раз?» Он попросил привезти ему домашней горячей еды. Так она ему потом сумку с мамалыгой, голубцами и  плациндами привезла.
Сейчас в скальном монастыре живет монах (круглогодично). Как-то приехали с подругой. Тяжело было у нее на душе, осталась она с ним поговорить. Перед отъездом спрашивает она монаха: « Батюшка, может Вам что-то привезти в следующий раз?» Он попросил привезти ему домашней горячей еды. Так она ему потом сумку с мамалыгой, голубцами и плациндами привезла.
Вид на окрестности.
Вид на окрестности.
Лестница в Бутучены.  Путь в этнографический музей.
Лестница в Бутучены. Путь в этнографический музей.
Этнографический музей. Здесь представлен быт сельчан. Молдавское сельское жилище состояло из сеней (тиндэ), жилой комнаты (кэмарэ) и гостиной (каса маре) . В комплекс крестьянской усадьбы входили также погреб, хлев, конюшня, курятник. Двор служил продолжением дома.Здесь располагался летний очаг, уголок для отдыха и приема пищи. Приспа выступала перед фасадом и служила для высушивания урожая зерновых и бобовых.
Этнографический музей. Здесь представлен быт сельчан. Молдавское сельское жилище состояло из сеней (тиндэ), жилой комнаты (кэмарэ) и гостиной (каса маре) . В комплекс крестьянской усадьбы входили также погреб, хлев, конюшня, курятник. Двор служил продолжением дома.Здесь располагался летний очаг, уголок для отдыха и приема пищи. Приспа выступала перед фасадом и служила для высушивания урожая зерновых и бобовых.
Каса маре. Это парадная комната, где принимали гостей, хранили нарядные подушки, полотенца, ковры. А в сундуке хранили приданое невест.
Каса маре. Это парадная комната, где принимали гостей, хранили нарядные подушки, полотенца, ковры. А в сундуке хранили приданое невест.
Ковры ткали почти в каждом крестьянском хозяйстве. Они изготавливались также в приусадебных мастерских и женских монастырях.
Ковры ткали почти в каждом крестьянском хозяйстве. Они изготавливались также в приусадебных мастерских и женских монастырях.
Творения искусных молдавских мастериц.
Творения искусных молдавских мастериц.
Распространенность  ковроделия поддерживалась древней традицией, обязывающей девушку-невесту принести в приданое ковры своей работы.
Распространенность ковроделия поддерживалась древней традицией, обязывающей девушку-невесту принести в приданое ковры своей работы.
Ковроткачеству обучали с юных лет, и редкая женщина не владела этим мастерством. До сих пор есть мастерицы, которые ткут ковры. Летом в Молдавии проходит фестиваль ковров.
Ковроткачеству обучали с юных лет, и редкая женщина не владела этим мастерством. До сих пор есть мастерицы, которые ткут ковры. Летом в Молдавии проходит фестиваль ковров.
Сельская печка. Глиняная посуда. Корыто.
Сельская печка. Глиняная посуда. Корыто.
Сельский двор. Жернова.
Сельский двор. Жернова.
Собачья будка?
Собачья будка?
Стоянка для машин. Дальше только пешком.
Стоянка для машин. Дальше только пешком.
Здесь же  находится археологический музей. Рядом со зданием с зеленой крышей.
Здесь же находится археологический музей. Рядом со зданием с зеленой крышей.
Каждый год  в долине реки Реут на территории заповедника проходит музыкальный фестиваль.
Каждый год в долине реки Реут на территории заповедника проходит музыкальный фестиваль.
Для посещения хорошо выбрать солнечный, безветренный день. Лучше - рабочий день. По выходным здесь всегда много туристов.  Приезжают школьники и студенты со всей Молдавии на автобусах.
Для посещения хорошо выбрать солнечный, безветренный день. Лучше - рабочий день. По выходным здесь всегда много туристов. Приезжают школьники и студенты со всей Молдавии на автобусах.
Обувайте удобную обувь с толстой подошвой. Находятся красавицы, которые приезжают на каблуках. Еще можно захватить ветровку с капюшоном.
Обувайте удобную обувь с толстой подошвой. Находятся красавицы, которые приезжают на каблуках. Еще можно захватить ветровку с капюшоном.
После прогулки в Старом  Орхее,  мы обычно  едем в монастырь Курки, а потом - обедать на берег Днестра. Таков наш маршрут, который  вполне можно реализовать за один день.
После прогулки в Старом Орхее, мы обычно едем в монастырь Курки, а потом - обедать на берег Днестра. Таков наш маршрут, который вполне можно реализовать за один день.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому